На днях меня крайне озадачили версией прочтения первой строфы "Онегина" в новом ключе. Оказывается, есть такой вариант толкования фразы "Он уважать себя заставил" как "скоропостижно скончался". Фразеологизм такой, вроде "приказал долго жить", только ныне уже устаревший и не использующийся. Такого я, если честно, ранее не встречала. Эта информация ввела меня в краткий, но глубокий ступор: к величайшему стыду, не встречала раньше такой информации, хоть и на филфаке училась)))
Полезла, конечно, в интернет - посмотреть, что про это дело пишут. Имеет место быть такая версия, и она обсуждается в бурных и яростных дискуссиях на нескольких сайтах. Сторонники теории утверждают, что фразеологизм в то время действительно существовал, и нет никаких причин считать, что Пушкин не мог его в данном контексте употребить. Онегин в этом свете представляется ещё большим циником, но зато снимается та нелогичность, которую считающие сей отрывок если и не осознают, то всё же ощущают подсознательно. Противники теории, в свою очередь, возмущены подобным толкованием, считают его ересью и (вполне, кстати, резонно) отмечают, что в тот момент Евгений был не в курсе, жив ли ещё его дядюшка. Но их оппонентам тоже есть что возразить в ответ...
В общем, копья ломаются, ведётся битва не на жизнь, а на смерть)))
И вот благодаря этим дискуссиям я набрела на любопытную статью. Автор не воспринимает теорию с фразеологизмом как всерьёз, но понимает, почему здесь могут возникнуть разночтения, и то, что с этой строфой, скажем так, не всё ладно))) Говорит об инверсии и тавтологии, о причине их появления, связывает всё это с историей того самого злополучного знака препинани (точки с запятой), о которой и раньше исследователи говорили. Это к слову о том, что синтаксис и пунктуацию нельзя недооценивать Больше всего мне нравится, как в итоге это сводится к характере самого Онегина, к тому, что "другие" люди вообще существуют для героя не сами по себе, а только в отношении к нему, к его интересу". Его "отношение к "другим" как прежде всего объектам его, Онегина, оценок, интересов, хотений, настроений и даже рефлексог". И герой "чувств - простых, то есть "диких и смешных", - не ведает".
Вот здесь прямо-таки большое "ДА")))
Так что, если кому-то любопытно, вот ссылочка)
speakrus.ru/articles/uncle1.htm