"Шум и ярость" я перечитывала, кажется, раз пять или шесть с тех самых пор, как в шестнадцать лет он меня просто порвал на клочки. Потом пришлось собираться по частям и сшиваться... При каждом новом прочтении роман снова разрывает, но уже не так больно, пережить можно. И каждый раз поражаюсь, как книга может оставаться упоительно прекрасной, рассказывая об упадке, утрате и боли.
Всегда было безумно жалко Бенджи. Квентин - это вообще одна из самых болезненных и лично переживаемых трагедий в литературе, незаживающая рана. Его глава просто растоптала, иначе не скажешь. И если бы меня внезапно назначили демиургом, способным перекроить сюжеты произведений мировой литературы по своему усмотрению, финал истории Квентина был бы первым в списке)))
А к Джейсону... Было сочувствие, конечно (и жизнь-то у героя не сложилась, и голова-то вечно болит), но оно было сопряжено с брезгливостью: уж очень неприятный персонаж.
И вот в этот раз мне открылось нечто новое... Неожиданно поймала себя не просто на сочувствии, а на симпатии к Джейсону. :conf3:
Да, да, к тому самому самому неприятному персонажу, черствому и эгоистичному (в маму пошёл), мелочному, жестокому, желающему сдать брата в психушку, обирающему племянницу, ненавидящему сестру. И вот к этому типу я внезапно прониклась... Его драма воспринимается едва ли не наравне с трагедией Квентина. И мотивы его поступков, и его чувства, и причины этой неспособности любить кого бы то ни было кажутся вполне понятными по-человечески. И отнюдь он не чудовище, даже на фоне подчеркнуто благородного брата... Как у меня к нему восприятие изменилось - ума не приложу. И скажу честно: это отсутствие отторжения и неприятия даже пугает. В зеркало смотреть страшновато... Что ещё новое в себе обнаружу? Хочется, конечно, сделать приятный для себя вывод о том, что вроде как помудрела))) На самом деле понимаешь, что не в великой мудрости дело, а в том, что распоясавшийся окончательно внутренний циник осознаёт свою солидарность с таким вот негодяистым персонажем и резонно отмечает, что ещё неизвестно, как бы ты сам себя повёл на его месте. В общем, спасибо любимой книге, она подсказывает, как низко я пала. :duma2:
И ещё один момент, который раньше вот просто в упор не замечала. Почитала про игры Джейсона на бирже, и до меня дошло: это же 28-й год! Великая Депрессия на горизонте. А здесь еще и фермерский Юг, по которому кризис так сильно ударит... И без того нерадостная атмосфера книги теперь представляется и вовсе невыносимой, дальше некуда: в ней теперь появилась ещё и этакая предгрозовая духота...

Ну, и (в качестве контрольного в голову) несколько фото Доротеи Ланж времен Великой депрессии. Нравятся мне её работы, так что пусть будут))



@темы: о родном и любимом